Как мы уведомляли ранее, законом установлена конкретная форма постановления о наложении административных штрафов за превышение весовых норм по автоматической фиксации. Однако Укртрансбезопасность не соблюдает эти требования закона и выносит постановления с нарушением закона.
Какие требования к оформлению постановления
А именно требования к постановлению четко перечислены в приложении №1 к Инструкции, утвержденной Приказом Минифраструктуры №512 от 27.09.2021. Однако фактически постановления выносятся Укртрансбезопасностью с нарушением установленного законом порядка без указания в них базовых показателей по фактическому весу, нормативному параметру и другим обязательным сведениям.
Однако не все суды признают эти ошибки Укртрансбезопасности. Поэтому часто вместо аннулирования очевидно противоправных постановлений, некоторые суды делают выводы, что несоблюдение установленной законом формы не предусматривает признание штрафов незаконными.
Практическая ситуация
В одной из таких ситуаций перевозчика дважды оштрафовали за превышение весовых норм на пунктах автоматического весового контроля. В обоих случаях в постановлениях было указано только размер превышения и процент превышения.
Из этих постановлений не было понятно, каков был фактический вес транспортного средства, и какая весовая норма взята к исчислению. Не указаны сведения о количестве осей на транспортном средстве и о нормативных весовых параметрах на каждую ось на соответствующем участке дороги. Не было понятно, на каком основании сделан вывод, что оси являются сдвоенными или строенными, поскольку постановления даже не содержали никаких сведений об измерении расстояний между осями. То есть постановления не содержали базовых сведений, указание которых в соответствии с законом является обязательным.
Возмущенный такими противоправными действиями Укртрансбезопасности перевозчик подал два отдельных иска в суд. Вышгородским районным судом Киевской области открыто два административных производства №363/419/22 и №363/484/22.
Рассмотрение дела в судах
Однако местный суд, несмотря на очевидное неправильное оформление постановлений, сделал вывод, что эти постановления законны и отказал в удовлетворении исков.
Перевозчик не согласился и обжаловал эти решения местного суда в Шестом апелляционном административном суде (г. Киев). Оба дела переданы в профессиональную коллегию судей, детально исследовавших обжалованные постановления Укртрансбезопасности по поводу соблюдения предусмотренной законом формы.
Исследовав спорные постановления, Шестой апелляционный административный суд сделал вывод о ненадлежащем оформлении постановлений, которое заключается в отсутствии обязательных числовых показателей, таких как фактический вес транспортного средства и нормативные параметры, учитываемые при расчете, и других сведений.
По результатам рассмотрения обоих дел, апелляционный суд признал постановления Укртрансбезопасности о наложении штрафов по автоматическому взвешиванию незаконными и отменил их (Решение суда от 13.09.2022 по делу №363/419/22 и от 13.09.2022 по делу №363/484/22).
Какие последствия
Как следствие, деятельность Укртрансбезопасности в данном случае привела к тому, что кроме недополучения этих средств в бюджет, государство потратило еще и средства на оплату услуг частных адвокатов, представлявших интересы Укртрансбезопасности в судах.
Решения апелляционного суда вступили в законную силу и обжалованию не подлежат. Перевозчик не будет оплачивать безосновательно начисленные штрафы.
З приводу оскарження штрафів, ви можете звернутися до фахівців юридичної компанії «Дорожній Адвокат». Працюємо по всій Україні. Дзвоніть за номерами телефонів: 050-758-11-74 (viber, telegram), 067-171-16-11. (Дзвінки приймаються щоденно без вихідних до 23:00 год).
Всі наші публікації є авторськими, підготовані фахівцями юридичної компанії «Дорожній Адвокат». При републікації матеріалів сторінки обов’язкове гіперактивне посилання на сайт https://doradvokat.com.ua.
Наш Сайт (5 млн відвідувачів щорічно);
Наш Фейсбук (6 млн відвідувачів щорічно);
Наш Телеграм канал (16 тис підписників);
Наш Інстаграм (10 тис підписників);
Група «Перевізники України» (10 тис учасників);