Суть вопроса
Что говорит закон о вождении в состоянии опьянения
Вождение транспортного средства в состоянии алкогольного или наркотического опьянения является одной из самых распространённых причин дорожно-транспортных происшествий в Украине. Водители часто не понимают, когда такие действия влекут административную, а когда уголовную ответственность. Закон определяет это в зависимости от последствий. Если последствий нет — ответственность административная. Если произошла авария и есть телесные повреждения средней тяжести или тяжелее — тогда ответственность уголовная.
Разграничение двух видов наказания
Сегодня в Украине действуют две основные нормы: статья 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях и статья 286–1 Уголовного кодекса Украины. Первая устанавливает административную ответственность за сам факт опьянения без последствий. Вторая — уголовную за те же действия, но если они привели к вреду здоровью или жизни людей. Такое разграничение обеспечивает справедливое наказание: не наказывать чрезмерно, если вреда не было, но усиливать ответственность, когда есть пострадавшие.
Административная ответственность
Когда применяется статья 130 КУоАП
Если водитель находился в состоянии опьянения, но не совершил ДТП и никто не пострадал, применяется административная норма. Она предусматривает штраф и лишение права управления. Размер наказания зависит от количества нарушений. За первое — 17 000 грн и лишение прав на 1 год. За повторное — 34 000 грн и лишение на 3 года. За третье — 51 000 грн и конфискация автомобиля. Такое наказание не является уголовным и не влечёт судимости, но имеет серьёзные последствия для водителя.
Особенности административного правонарушения
В таких случаях полиция фиксирует факт опьянения с помощью теста или медицинского осмотра. Если водитель отказывается проходить осмотр, это также является основанием для составления административного протокола. Однако при отсутствии ДТП и пострадавших дело не может перейти в уголовную плоскость. Поэтому полиция обязана действовать исключительно в рамках административного процесса. Квалификация действий как преступления при таких обстоятельствах является незаконной.
Уголовная ответственность
Когда опьянение переходит в преступление
Если нетрезвый водитель совершил дорожно-транспортное происшествие, в результате которого люди получили телесные повреждения средней тяжести, тяжёлые травмы или погибли, тогда применяется статья 286–1 Уголовного кодекса Украины. Без установления факта телесных повреждений хотя бы средней тяжести привлечение к уголовной ответственности невозможно. В таком случае начинается досудебное расследование, и водитель получает статус подозреваемого.
Степень наказания в зависимости от тяжести последствий
За телесные повреждения средней тяжести суд может назначить штраф, арест или ограничение свободы до 3 лет. Если потерпевший получил тяжёлые травмы или наступила смерть — лишение свободы может достигать 8 лет. Дополнительно суд имеет право лишить водителя права управления транспортными средствами сроком до 10 лет. Уголовное наказание применяется только в случаях, когда последствия для жизни или здоровья являются реальными и доказанными.
Разграничение ответственности на практике
Позиция судов и органов расследования
Судебная практика в Украине устойчива: если последствий нет — дело административное. Если есть ДТП и пострадавшие — уголовное. Суд не допускает двойного наказания за одно деяние. Это соответствует принципу законности и соразмерности. В то же время иногда полицейские ошибочно считают, что любое опьянение уже является преступлением. Такие действия не соответствуют закону и могут быть обжалованы. Водитель имеет право требовать, чтобы его действия оценивались в зависимости от фактических последствий.
Определение степени телесных повреждений в делах о ДТП
В делах об уголовной ответственности ключевое значение имеет правильное определение степени телесных повреждений пострадавших. Именно от этого зависит, будет ли событие квалифицировано как административное или как уголовное. Установление тяжести повреждений осуществляет судебно-медицинский эксперт, который оценивает характер травм, их последствия для здоровья и продолжительность утраты трудоспособности. Если травмы отнесены к средней тяжести или тяжёлым, это автоматически переводит дело в уголовную плоскость.
Вывод
Ответственность зависит от последствий происшествия
Сегодня законодательство устанавливает прямую зависимость между видом ответственности и последствиями действий водителя. Если нет ДТП и пострадавших — это административное дело по статье 130 КУоАП. Если произошла авария и есть телесные повреждения средней тяжести или тяжёлые, тогда действует статья 286–1 Уголовного кодекса Украины. Сам факт опьянения без вреда жизни не является преступлением. Уголовная ответственность наступает только тогда, когда в результате опьянения реально пострадали люди.
Юридическое значение правильного толкования
Понимание границ между административной и уголовной ответственностью защищает водителей от неправомерного давления со стороны полиции. Каждая ситуация должна оцениваться через призму последствий, а не только состояния водителя. Закон устанавливает простое правило: опьянение без вреда — административное, опьянение с пострадавшими — уголовное. Это обеспечивает справедливость наказания и правовую определённость для каждого водителя.
По вопросам обжалования штрафов вы можете обратиться к специалистам юридической компании «Дорожный Адвокат». Работаем по всей Украине. Звоните по телефонам: 050–758-11–74 (viber, telegram), 067–171-16–11. (Звонки принимаются ежедневно без выходных до 23:00).
Все наши публикации являются авторскими, подготовлены специалистами юридической компании «Дорожный Адвокат».
При перепубликации материалов страницы обязательна активная гиперссылка на сайт https://doradvokat.com.ua.
Наш Сайт (3 млн посетителей ежегодно);
Наш Фейсбук (4 млн посетителей ежегодно);
Наш Телеграм-канал (15 тыс подписчиков);
Наш Инстаграм (10 тыс подписчиков);
Группа «Водители Украины» (30 тыс участников);
Репост через:



