Адвокат объясняет, нужен ли техосмотр для грузопассажирских автомобилей в Украине

Вступление

Вопрос техосмотра для грузопассажирских авто вызывает немало споров. Полиция часто пытается приравнять их к грузовым и штрафует водителей. Однако основное назначение таких авто – перевозка пассажиров с дополнительным багажом, а не коммерческих грузов. Именно это отличие является решающим.

Законодательные требования к техосмотру

Требования для грузовых авто

Грузовые автомобили обязаны проходить техосмотр. Это закреплено в статье 35 Закона Украины «О дорожном движении». Согласно этим нормам эксплуатация авто без техосмотра запрещена. Именно к этой категории полиция ошибочно относит грузопассажирские автомобили.

Исключения для легковых авто

Статья 35 Закона «О дорожном движении» устанавливает исключения из обязательного контроля. Легковые автомобили не обязаны проходить техосмотр, кроме тех, что используются для коммерческих перевозок. Грузопассажирские транспортные средства по своей природе относятся именно к легковым.

Классификация грузопассажирских автомобилей

Государственные стандарты (ДСТУ 3649:2010)

ДСТУ 3649:2010 определяет, что авто до 3500 кг с количеством сидячих мест до восьми, не считая водителя, относятся к категории «В». Это признаки легкового автомобиля, а не грузового. Грузопассажирские соответствуют этим критериям. Их конструкция обеспечивает комфорт пассажиров.

image

Положения Таможенного закона

Согласно Закону «О таможенном тарифе Украины», грузопассажирские по своей конструкции классифицируются как легковые, предназначенные для перевозки людей и их багажа с обеспечением необходимого комфорта и числом мест не более девяти, включая водителя.

Дополнительные особенности

Использование для личных нужд

Грузопассажирские автомобили чаще всего используются владельцами в частных целях. Такие авто удобны для семейных поездок, перевозки вещей или оборудования, но без признаков предпринимательской деятельности. В этом случае авто остаётся в категории легковых и не подлежит техосмотру.

Коммерческие перевозки

Иная ситуация возникает, когда грузопассажирские авто используются для заработка. К таким относятся такси, организация перевозок на заказ или доставка грузов за оплату. Здесь транспорт автоматически теряет статус частного и подпадает под обязательный техосмотр.

Последствия для водителя

Ответственность за первое нарушение

Согласно части 3 статьи 121 КУоАП, управление транспортным средством, подлежащим обязательному техническому контролю, но не прошедшим его, предусматривает штраф в размере 340 грн. Такая санкция может применяться только тогда, когда авто действительно подлежит техосмотру.

image

Санкции за повторное в течение года

В случае повторного совершения аналогичного нарушения в течение года санкции усиливаются. Часть 4 статьи 121 КУоАП предусматривает наложение штрафа в размере 680 грн. Одновременно, кроме штрафа, водитель может быть лишён права управления сроком от трёх до шести месяцев.

Действия после получения штрафа

Оплата штрафа

Штрафы за отсутствие техосмотра в отношении грузопассажирских авто являются противоправными. Однако закон не запрещает водителю оплатить штраф. Но после оплаты нежелательно в течение года снова попадать в подобную ситуацию, так как повторное взыскание будет иметь более серьёзные последствия.

Обжалование постановления

Правильный путь – обжаловать постановление как незаконное. Водитель имеет 10 дней для обращения в суд. Аргументы основываются на нормах закона, подтверждающих, что грузопассажирские авто не подлежат техосмотру. На основании этих аргументов суд отменяет постановление.

Советы адвоката

Поведение при остановке полицией

Если при остановке инспектор пытается отнести грузопассажирское авто к грузовым, водителю следует объяснить, что транспортное средство относится к категории «легковой». Ссылка на статью 35 Закона «О дорожном движении» подтвердит отсутствие обязанности проходить техосмотр.

image

Действия после вынесения постановления

В случае наложения штрафа наилучшим вариантом является его обжалование. Оплата штрафа возможна, но она создаёт опасную ситуацию – при повторной остановке в течение года водителя могут лишить права управления сроком от трёх до шести месяцев.

Выводы

Грузопассажирские автомобили относятся к категории легковых и не подлежат техосмотру, кроме коммерческих перевозок. Штрафы в таких случаях являются незаконными. Оплата штрафа не устраняет опасности, а лишь усиливает вероятность лишения права управления. Именно поэтому такие постановления необходимо обжаловать.


З приводу оскарження штрафів, ви можете звернутися до фахівців юридичної компанії «Дорожній Адвокат». Працюємо по всій Україні. Дзвоніть за номерами телефонів: 050-758-11-74 (viber, telegram), 067-171-16-11. (Дзвінки приймаються щоденно без вихідних до 23:00 год).


Всі наші публікації є авторськими, підготовлені фахівцями юридичної компанії «Дорожній Адвокат». При републікації матеріалів сторінки обов’язкове гіперактивне посилання на сайт https://doradvokat.com.ua.
Наш Сайт (5 млн відвідувачів щорічно);
Наш Фейсбук (6 млн відвідувачів щорічно);
Наш Телеграм канал (16 тис підписників);
Наш Інстаграм (10 тис підписників);
Група «Перевізники України» (10 тис учасників);

Поширити через: