штрафы евроблязи 170 тысяч недопустимы

Суть проблемы

Как мы отмечали в предыдущих публикациях, в ожидании доступной растаможки ежемесячно сотни владельцев «евроблях» получают штрафы в размере 170 000 грн. или лишаются автомобилей.

Фактически в 2016-2018 годах гражданам дали возможность законно завезти несколько сотен тысяч автомобилей на территорию Украины. В 2019 году государство ввело увеличенные размеры штрафов до 170 000 грн. и одновременно ввела норму закона, которая предусматривает конфискацию автомобилей.

Таким образом, государством созданы обстоятельства, когда граждане стали «заложниками» ситуации. Они не могут ни вывезти эти автомобили, поскольку такие конфискуют сразу пункте пересечения границы, ни растаможить их, поскольку ставки растаможки старых автомобилей не доступны среднестатистическому украинцу. В таком неопределенном состоянии они просто проверяют свои почтовые ящики или не поступил протокол таможни о привлечении к административной ответственности.

В свою очередь таможня в течение 2016-2018 годов массово не выписывала штрафы за «старым» законом в размере 8500 грн. Зато очень активно начала работать в этом направлении во время действия «нового» закона, который предусматривает увеличенные размеры штрафов до 170 000 грн.

История одного гражданина

Гражданин ввез автомобиль в 2018 году в режиме транзит и, как и другие владельцы «евроблях», ожидал доступную растаможку. Доступную растаможку обещали и государственные деятели, и лица, которые за вознаграждение такие автомобили «приганяли».

Если бы гражданин попытался вывезти автомобиль, он мог быть конфискован до решения дела в суде. Поэтому гражданин продолжал ожидать доступную растаможку.

Hotline.Finance [CPS] UA

При этом в 2018-2019 годах таможня не выносила в отношении гражданина постановления о наложении штрафа в размере 8 500 грн. Почему-то протокол об административном правонарушении выписали аж в 2020 году, когда размер штрафа увеличился до 170 000 грн.

Напомним: В действующей редакции закон предусматривает или штраф 170 000 грн. или конфискацию введенного автомобиля.

Составленный в отношении гражданина протокол передано на рассмотрение суда. Оставалось надеяться на справедливое рассмотрение в суде. Однако, суд первой инстанции признал гражданина виновным по ч.6 ст.470 Таможенного кодекса.

image

Что сказал апелляционный суд

Рассматривая материалы дела, суд апелляционной инстанции сделал другой вывод и стал на сторону гражданина. Суд обратил внимание на то, что на момент ввоза автомобиля действия гражданина подпадали под действие ч.3 ст.470 Таможенного Кодекса в «старой» редакции, за которое предусматривалось наказание в виде штрафа 8 500 грн. Диспозиция ст.470 Таможенного кодекса на тот период не предусматривала штрафа в размере 170 000 грн. Также не предусматривала дополнительного вида взыскания в виде конфискации транспортных средств.

Суд сослался на ст. 58 Конституции Украины, согласно которой законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Никто не может отвечать за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушения.

Суд отметил, что поскольку ч.6 ст.470 Таможенного кодекса предусматривает более строгое взыскание, то данная норма не имеет обратного действия во времени.

Апелляционный суд исследовал, что гражданин привлечен к административной ответственности по ч.6 ст.470 Таможенного кодекса, которая не существовала в 2018 году, фактически из-за бездействия таможенного органа в 2018-2019 годах по оформлению протокола и вынесении постановления по ч.3 ст. 470 Таможенного кодекса.

Суд отметил, что «данная ситуация правоотношений с государственным органом возникла по причинам, не зависящим от воли гражданина, а от бездействия органа таможни. Поэтому, ухудшать правовое положение гражданина при привлечении его к административной ответственности от причин, не зависящих от его воли НЕ ДОПУСТИМО» (дело №725/5023/20).

По результатам рассмотрения суд отменил постановление местного суда и закрыл в отношении гражданина производства по делу по ч.6 ст.470 таможенного кодекса в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Выводы

Таким образом, согласно позиции суда, если граждане ввезли автомобили в период «старых» штрафов в размере 8 500 грн. и при этом органы таможенной службы бездействовали в 2016-2019 годах по привлечению их к ответственности за «старым» законом, то такие граждане не могут нести ответственность за «новыми» повышенными размерами штрафов.

Основным мотивом данного вывода суда является то, что данная ситуация правоотношений с государственным органом возникла по причинам, не зависящим от воли граждан, а от бездействия таможни. Поэтому, ухудшение правового положения гражданин при привлечении их к административной ответственности от причин, не зависящих от их воли, является недопустимым.

Поэтому, если в отношении Вас составлен протокол о привлечении к ответственности в подобной ситуации, Вам следует строить свою защиту, в частности, с учетом указанных выводов.

Читайте также:

Какие документы должен обязательно получить водитель грузовика на месте габаритно-весового контроля

Полиция всё-таки может получить право на беспричинные остановки: опубликован законопроект ко второму чтению

Какая ответственность за выгул собак без намордника или поводка!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поширити через:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: