Шестой апелляционный административный суд неоднократно обращал внимание, что Укртрансбезопасность не имеет права взвешивать сыпучие и жидкие грузы без соответствующей Методики взвешивания.
Как все было на месте остановки грузовика
На четырех автомобилях перевозился сыпучий груз (пшеница и подсолнечник). В ходе движения работники Укртрансбезопасности остановили грузовики и обязали водителей пройти габаритно-весовой контроль. Замечания водителей касательно отсутствия методики взвешивания сыпучих грузов, работники Укртрансбезопасности проигнорировали.
После этого перевозчик получил административно-хозяйственные штрафы за превышение весовых норм по осям. Итого было 4 постановления по 34 000 грн. каждое на общую сумму 136 000 грн. Не соглашаясь с действиями работников Укртрансбезопасности, перевозчик обжаловал указанные постановления в судебном порядке.
Исследование судом особенностей груза
При рассмотрении дела суд отметил, что работники Укртрансбезопасности обязаны были учесть особенности груза. Поскольку перевозилась пшеница и подсолнечник, являющийся сыпучим грузом.
Соответственно, ввиду состояния дорог, во время движения автомобиля, данный груз может перемещаться по всем осям транспортного средства. И соответственно, каждое взвешивание будет отличаться от предыдущего.
Поэтому проведение взвешивания в движении, путем поосевого заезда грузовика на платформу весов, без соблюдения необходимого времени для уравновешивания сыпучего груза, не может дать однозначных и достоверных результатов взвешивания.
Ведь такой способ взвешивания не позволяет учесть перераспределение давления на оси и смещение центра тяжести при наклоне тягача при заезде на платформу весов. В то время как сыпучий груз, в силу своих свойств, легко перемещается с одной оси на другую ось под действием минимального движения или минимального смещения угла наклона.
О необходимости применения специальной Методики взвешивания
Подпункт 2 пункта 2 Порядка №879 предусматривает требования относительно взвешивания любых грузов только на основании Методики, утвержденной специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере метрологии. Эти требования в настоящее время действуют.
Однако как исследовал суд, на дату взвешивания такая методика, утвержденная специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере метрологии, отсутствует.
При этом единственной Методикой выполнения измерений поосевых нагрузок в движении в Украине является лишь Методика, разработанная Харьковским национальным автомобильно-дорожным университетом Государственной службы автомобильных дорог Украины. Данная Методика утверждена заместителем председателя Укравтодора, аттестована в соответствии с ГОСТ 8.010-99 Национальным научным центром “Институт Метрологии”, свидетельство об аттестации №02-84-08.
То есть на сегодняшний день это единственная Методика, на основании которой работники Укртрансбезопасности имеют право осуществлять взвешивание транспортных средств с грузами разного типа.
Вместе с тем суд отметил, что указанная Методика не распространяется на транспортные средства с жидким грузом или грузом, что изменяет распределение нагрузок на оси транспортного средства в движении.
Принятые судом выводы
По мнению суда, отсутствие утвержденной официально Методики взвешивания сыпучих и жидких грузов свидетельствует об отсутствии законного механизма взвешивания транспортных средств с соответствующим сыпучим видом груза. Как следствие это подтверждает невозможность установления факта нарушения весовых параметров при взвешивании такого сыпучего груза.
Учитывая отсутствие на время проведения габаритно-весового контроля соответствующей Методики взвешивания относительно жидких и сыпучих грузов, коллегия судей сделала вывод об отсутствии правовых оснований для проведения взвешивания и применения административно-хозяйственного штрафа за превышение весовых параметров.
Как следствие суд заключил, что Укртрансбезопасность при составлении обжалуемых постановлений действовала не на основании и не способом, предусмотренным действующим законодательством.
Во время рассмотрения дела суд также учел выводы Верховного Суда по постановлениям от 12.04.2018 по делу №816/2329/13-а, от 16.01.2018 по делу №826/442/13-а, от 12.06.2018 по делу №82 /597/17.
По результатам рассмотрения Шестой апелляционный административный суд признал незаконным и отменил четыре постановления на общую сумму 136 000 грн. штрафов. (Постановление суда от 11.07.2022 по делу №640/29639/20)
Выводы
Таким образом, Шестой апелляционный административный суд (г. Киев) неоднократно обращал внимание Укртрансбезопасности на отсутствие правовых оснований для взвешивания сыпучих и жидких грузов, пока соответствующее министерство не разработает Методику взвешивания таких грузов.
Несмотря на тысячи отмененных судами постановлений, Укртрансбезопасность даже не пытается принять какие-либо меры по разработке соответственно Методики. При этом продолжает взвешивать сыпучие и жидкие грузы и применять к перевозчикам противоправные штрафы, которые в дальнейшем отменяются судами.
З приводу оскарження штрафів, ви можете звернутися до фахівців юридичної компанії «Дорожній Адвокат». Працюємо по всій Україні. Дзвоніть за номерами телефонів: 050-758-11-74 (viber, telegram), 067-171-16-11. (Дзвінки приймаються щоденно без вихідних до 23:00 год).
Всі наші публікації є авторськими, підготовані фахівцями юридичної компанії «Дорожній Адвокат». При републікації матеріалів сторінки обов’язкове гіперактивне посилання на сайт https://doradvokat.com.ua.
Наш Сайт (5 млн відвідувачів щорічно);
Наш Фейсбук (6 млн відвідувачів щорічно);
Наш Телеграм канал (16 тис підписників);
Наш Інстаграм (10 тис підписників);
Група «Перевізники України» (10 тис учасників);