Каждый день на дорогах происходит множество дорожно-транспортных происшествий. В результате ДТП ущерб испытывают как люди, так и транспортные средства. В каждой такой ситуации возникает вопрос возмещения морального и материального ущерба.
Кто должен нести административную или уголовную ответственность?
За совершение ДТП в соответствии со статьей 124 КУоАП предусмотрен штраф 850 грн. или лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.
В случае наличия телесных повреждений или смерти ответственность наступает уже в соответствии со статьей 286 Уголовного кодекса. А именно в виде штрафа от 51 000 грн, или ареста, ибо ограничением свободы с лишением права управлять транспортными средствами в зависимости от последствий.
Указанную административную или уголовную ответственность несет лично водитель, признанный виновным в совершении ДТП.
Но кто должен возместить причиненный потерпевшему вред?
Конечно, хорошо, когда транспортные средства застрахованы. Однако страховая компания покрывает расходы не всегда или неполную сумму. В таком случае ищут «крайних».
По общему правилу ответственность за причиненный ущерб в случае ДТП несет водитель транспортного средства, признаваемого виновным. Ущерб, причиненный в ДТП, возмещается лицом, владеющим автомобилем или содержание которого создает повышенную опасность. Такая норма закреплена в части 2 статьи 1187 Гражданского кодекса.
Но есть исключение из этого правила. Это касается тех случаев, когда ДТП совершил водитель, работающий по найму. К примеру, если в ДТП виноват наемный водитель, то ответственность за причиненный ущерб будет нести работодатель.
Это предусмотрено в статье 1191 Гражданского кодекса, в которой указано, что лицо, осуществляющее деятельность, являющееся источником повышенной опасности, не несет ответственности за ущерб, причиненный потерпевшим лицам, в случае если он управлял автомобилем в связи с исполнением трудовых обязанностей.
Такой позиции придерживаются суды. В частности, Верховный суд в постановлении по делу №534/872/16-ц указал, что ущерб (и моральный также), причиненный в связи с ДТП по вине водителя, выполнявшего свои трудовые обязанности и управлявшего автомобилем, принадлежащим его работодателю, возмещается именно владельцем этого автомобиля, а не лично виновным водителем.
То есть суды отмечают, что возместить причиненный ущерб должен работодатель, а не водитель. Но обязательным условием должно быть то, что водитель, виновный в ДТП, выполнял ту работу, которая предусмотрена условиями трудового договора или должностной инструкцией.
А если водитель не оформлен официально?
В таком случае отвечать за причиненный ущерб должен водитель, причинивший ДТП. Поскольку ключевым условием взыскания причиненного ущерба с юридического лица – работодателя является наличие трудовых отношений, которые должны быть документально подтвержденными.
Поэтому с данной точки зрения работодатель должен быть заинтересован в официальном оформлении трудовых отношений с водителем. Особенно это касается коммерческих грузовых и пассажирских перевозок.
Но водителям, совершившим ДТП во время работы, не стоит радоваться. Ведь работодатель может взыскать причиненный ущерб в порядке регресса.
Судебная практика
Анализируя решения судов первой, апелляционной и кассационных инстанций, можно сделать вывод, что суды поддерживают данную позицию – в случае ДТП, совершенного наемным работником, ответственность несет его работодатель. Такая же позиция изложена в постановлениях Верховного суда. В частности, по делах №426/16825/16-ц, №654/4218/15-ц, №914/820/17, №911/3511/16 и многих других.
З приводу оскарження штрафів, ви можете звернутися до фахівців юридичної компанії «Дорожній Адвокат». Працюємо по всій Україні. Дзвоніть за номерами телефонів: 050-758-11-74 (viber, telegram), 067-171-16-11. (Дзвінки приймаються щоденно без вихідних до 23:00 год).
Всі наші публікації є авторськими, підготовані фахівцями юридичної компанії «Дорожній Адвокат». При републікації матеріалів сторінки обов’язкове гіперактивне посилання на сайт https://doradvokat.com.ua.
Наш Сайт (5 млн відвідувачів щорічно);
Наш Фейсбук (6 млн відвідувачів щорічно);
Наш Телеграм канал (16 тис підписників);
Наш Інстаграм (10 тис підписників);
Група «Перевізники України» (10 тис учасників);