Идея мобильных техосмотров и принцип законности
Что предлагает полиция
В публичном пространстве распространяется информация об использовании полицией мобильных диагностических станций для проверки технического состояния транспортных средств прямо на дорогах. Такие заявления подаются как новый инструмент контроля безопасности движения, который позволяет быстро выявлять технические неисправности. Однако любая деятельность органа власти возможна только в пределах закона, а полномочия полиции не могут быть расширены собственными приказами или инструкциями.
Принцип действия только в пределах закона
Статья 19 Конституции Украины устанавливает, что органы государственной власти, включая Национальную полицию, действуют исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, определённым законом. Любое действие, выходящее за рамки закона, является превышением власти. Закон «О Национальной полиции» не содержит нормы, которая позволяет проведение технического осмотра или измерений технического состояния транспортного средства на дороге. Поэтому реализация идеи мобильных техосмотров без внесения изменений в законодательство юридически невозможна.
Законные основания для остановки транспортного средства
Исчерпывающий перечень оснований
Статья 35 Закона Украины «О Национальной полиции» определяет исключительный перечень случаев, когда полицейский может остановить транспортное средство. Среди них отсутствует основание «для проверки технического состояния». Единственная норма, которая может относиться к техническим аспектам, — пункт 2 части 1 статьи 35, который разрешает остановку, если есть очевидные признаки технической неисправности. Однако даже в таком случае полицейский имеет право только визуально оценить состояние транспортного средства, не проводя технических измерений или проверок с помощью оборудования.
Пределы действий после законной остановки
Полицейский, который остановил транспортное средство на законном основании, может осуществить только внешний осмотр, проверить документы и зафиксировать нарушение, если оно очевидно. Использование приборов для измерения параметров автомобиля, проверки технических систем или проведения диагностики не предусмотрено законом и является превышением служебных полномочий. Любые подобные действия нарушают принцип законности и создают основания для признания результатов проверки недопустимыми доказательствами.
Инструкция МВД №1395 и порядок контроля техсостояния
Содержание и ограничения Инструкции
Порядок контроля технического состояния транспортных средств определён Инструкцией по оформлению материалов об административных правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения, утверждённой приказом Министерства внутренних дел Украины от 07.11.2015 №1395, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 10.11.2015 за №1408/27853. Раздел VIII этой Инструкции регулирует порядок контроля соответствия технического состояния транспортных средств требованиям законодательства. В пункте 1 указано, что контроль осуществляется только в местах стоянки, в начальных, промежуточных или конечных пунктах маршрута, а также при выезде и заезде в специально оборудованные места хранения транспортных средств. Это означает, что проверка технического состояния в дорожных условиях или на обочине является незаконной и противоречит самой Инструкции.
Запрет на вмешательство и требования к проверке
Пункт 3 раздела VIII Инструкции №1395 предусматривает, что контроль осуществляется только визуальным (органолептическим) осмотром или с помощью сертифицированных приборов, прошедших поверку. Полицейскому прямо запрещено вмешиваться в составные части транспортного средства, то есть разбирать, регулировать или заменять элементы. Также проверка не может проводиться в местах, где запрещена остановка или стоянка, и не должна превышать 20 минут. Эти положения подтверждают, что мобильная проверка техсостояния на дороге не согласуется даже с требованиями внутреннего нормативного акта МВД.
Акт соответствия технического состояния и его последствия
Условия составления и действительность акта
Пункт 4 раздела VIII Инструкции №1395 предусматривает составление Акта соответствия технического состояния транспортного средства в двух экземплярах. Один вручается водителю, другой остаётся у полицейского. Но такой акт является действительным только тогда, когда проверка проведена в соответствии с установленной процедурой и в предусмотренных местах. Если проверка проведена на дороге без законных оснований, составленный акт не имеет юридической силы, а полученные данные не могут быть доказательствами в административном деле.
Незаконность результатов внепроцедурной проверки
Согласно статье 251 КУоАП, доказательствами являются только те фактические данные, которые получены в порядке, установленном законом. Следовательно, результаты проверки технического состояния, проведённой без соблюдения требований Инструкции №1395 и без законного основания для остановки, являются недопустимыми доказательствами. Такие действия полиции могут быть обжалованы в суде как превышение полномочий и нарушение прав водителя.
Права водителя при незаконной проверке техсостояния
Правовая позиция водителя
Водитель имеет право требовать от полицейского чёткого указания нормы закона, которая позволяет проведение проверки технического состояния. Если такой нормы нет, действия сотрудника полиции являются незаконными. Водитель может вести видеофиксацию, требовать составления письменных материалов и получить их копии. В случае неправомерных действий полицейского следует обратиться к адвокату для подготовки жалобы или иска о признании действий незаконными.
Защита через суд и адвоката
Обжалование результатов незаконной проверки возможно в административном суде. Суд признает такие действия противоправными, а доказательства, полученные вне рамок закона, недопустимыми. Адвокат поможет грамотно сформулировать правовую позицию, сослаться на соответствующие нормы Конституции, Закона «О Национальной полиции» и Инструкции МВД №1395, доказав отсутствие у полиции правовых оснований для проведения техосмотра на дороге.
Выводы адвоката
Любые мобильные проверки технического состояния транспортных средств полицией являются незаконными. Закон Украины «О Национальной полиции» не предоставляет полицейским права останавливать транспортное средство с целью проверки его технического состояния, а Инструкция МВД №1395 от 07.11.2015 прямо устанавливает, что контроль может проводиться только в специально определённых местах — стоянках, гаражах или маршрутах. Любые действия сотрудников полиции вне этих требований являются превышением полномочий и нарушением конституционного принципа законности. Такие проверки не имеют правовых последствий и могут быть успешно обжалованы в судебном порядке. Водитель имеет полное право требовать соблюдения закона и защищать свои интересы с помощью адвоката.
По вопросам обжалования штрафов вы можете обратиться к специалистам юридической компании «Дорожный Адвокат». Работаем по всей Украине. Звоните по телефонам: 050–758-11–74 (viber, telegram), 067–171-16–11. (Звонки принимаются ежедневно без выходных до 23:00).
Все наши публикации являются авторскими, подготовлены специалистами юридической компании «Дорожный Адвокат».
При перепубликации материалов страницы обязательна активная гиперссылка на сайт https://doradvokat.com.ua.
Наш Сайт (3 млн посетителей ежегодно);
Наш Фейсбук (4 млн посетителей ежегодно);
Наш Телеграм-канал (15 тыс подписчиков);
Наш Инстаграм (10 тыс подписчиков);
Группа «Водители Украины» (30 тыс участников);
Репост через:




