страхування пасажирів страховий поліс

Закон обязывает перевозчика обеспечить страхование пассажиров автобуса от несчастных случаев в транспорте. При этом перевозчик обязан выдать во время перевозки каждому пассажиру отдельный страховой полис. Отсутствие такого полиса может лишить пассажира возможности получить страховые выплаты в случае несчастного случая во время поездки.

Суть вопроса

Садясь в автобус, пассажир даже не задумывается, застрахован ли он в пути от несчастных случаев. При этом не все знают, что закон обязывает перевозчика страховать пассажиров автобуса. Но не все перевозчики выполняют это требование. В то же время отсутствие страхового полиса может лишить пассажира возможности получить страховые выплаты в результате несчастного случая в пути. Поэтому пассажир должен сам заинтересоваться, всё ли выполнено по закону.

В одном из таких случаев пассажирка оплатила деньги водителю за перевозку на автобусе и не получила билет. Тогда ей показалось, что наличие билета не является важным. Произошло ДТП, в котором она получила телесные повреждения. Страховая компания отказалась выплатить деньги из-за отсутствия у пассажирки билета. Чтобы получить страховую компенсацию, ей пришлось несколько лет судиться со страховой компанией. Дело дошло до Верховного суда (Дело № 592/5746/18). В общей сложности рассмотрение дела продолжалось почти 4 года. Этого можно было избежать, просто получив у водителя билет.

Поэтому пассажир имеет право требовать у водителя автобуса предъявить полис (сертификат) обязательного личного страхования от несчастных случаев в транспорте пассажиров. А также может требовать предоставить отдельный страховой полис пассажира.

image

Что говорит закон

Правилами оказания услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденными постановлением КМУ от 18.02.1997 №176, определено, что во время осуществления регулярных и нерегулярных пассажирских перевозок автомобильные перевозчики обязаны обеспечить страхование пассажиров от несчастных случаев. Это требование не распространяется на внутри городские перевозки.

Обязательное личное страхование от несчастных случаев в транспорте регулируется Постановлением КМУ от 14.08.1996 № 959 “Об утверждении Положения об обязательном личном страховании от несчастных случаев в транспорте”.

Согласно п.2 Положения №959 застрахованными считаются пассажиры с момента объявления посадки в автобус до момента завершения поездки.

В соответствии с п.3 Положения №959 каждому застрахованному перевозчик выдает страховой полис. Он может выдаваться на отдельном бланке или содержаться на оборотной стороне билета. Документом, подтверждающим страхование пассажиров во время осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, является билет.

image

Конкретная форма такого отдельного полиса или надписи на обороте билета законом не определена. Однако предусмотрены требования к содержанию. А именно, в страховом полисе указывается: вид обязательного страхования; наименование, адрес, телефон страховщика; размеры страхового платежа и страховой суммы.

Какова ответственность перевозчика за отсутствие страхового полиса пассажиров

Согласно статье 34 Закона “Про автомобильный транспорт” автомобильный перевозчик обязан обеспечивать водителей соответствующей документацией на перевозку пассажиров.

Пунктом 3 части первой статьи 60 Закона “Про автомобильный транспорт” предусмотрена ответственность перевозчиков в виде административно-хозяйственного штрафа за оказание услуг по перевозке пассажиров без оформления соответствующих документов в размере 17000 грн.

Полис (сертификат) обязательного личного страхования от несчастных случаев на транспорте пассажиров является одним из тех документов, который должен предъявить водитель транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров автомобильным транспортом.

image

Что касается отдельного страхового полиса на каждого пассажира, то вопрос наложения штрафа в размере 17000 грн. за его отсутствие является спорным. Это объясняется тем, что наличие этого документа предусмотрено у пассажира. А за отсутствие бланков ответственности для перевозчика не предусмотрено.

Выводы

Закон обязывает перевозчика обеспечить страхование пассажиров в случае несчастных случаев при транспортировке. Поэтому во время перевозки у перевозчика должен быть действующий Полис (сертификат) обязательного личного страхования от несчастных случаев на транспорте пассажиров. И пассажир имеет право требовать его предъявления.

Кроме того, автомобильный перевозчик обязан обеспечить предоставление каждому пассажиру на свой выбор одного из двух документов:

либо отдельный полис обязательного страхования пассажира от несчастных случаев на транспорте;

image

либо билет с указанием на обороте информации о страховании пассажира от несчастных случаев на транспорте.

При этом для регулярных перевозок предусмотрено наличие именно билета с информацией о страховании пассажира. Для нерегулярных перевозок – выдача билетов не предусмотрена, но и не запрещена. При отсутствии билета может быть выдан отдельный страховой полис.


З приводу оскарження штрафів, ви можете звернутися до фахівців юридичної компанії «Дорожній Адвокат». Працюємо по всій Україні. Дзвоніть за номерами телефонів: 050-758-11-74 (viber, telegram), 067-171-16-11. (Дзвінки приймаються щоденно без вихідних до 23:00 год).


Всі наші публікації є авторськими, підготовані фахівцями юридичної компанії «Дорожній Адвокат». При републікації матеріалів сторінки обов’язкове гіперактивне посилання на сайт https://doradvokat.com.ua.
Наш Сайт (5 млн відвідувачів щорічно);
Наш Фейсбук (6 млн відвідувачів щорічно);
Наш Телеграм канал (16 тис підписників);
Наш Інстаграм (10 тис підписників);
Група «Перевізники України» (10 тис учасників);

Поширити через: